Логин: Пароль:

Изучение французского в дворянских семьях

Методика изучения французского в дворянских семьях Кто-нибудь задумывался о том, как и на основании каких источников изучали французский язык дворянские семьи в 18-19 веке? Ведь судя по литературе, где рассказывается про те годы, знание французского языка у взрослых и даже детей было чуть ли не совершенным. А ведь мало кто тогда отправлялся на летние каникулы за границу с целью подтянуть язык и уж точно не было в те времена такого обилия курсов и учебников. Может быть сегодня мы упускаем такую интересную, а главную эффективную методику, которая известна уже несколько столетий?

Как учились французскому?

Из классической литературы еще со школьной скамьи мы усвоили, что в любой дворянской семье дети с младенчества обучались французскому и уже к 10 годам могла спокойно изъяснятся на иностранном языке. Но не стоит забывать, что язык – это средство коммуникации, т.е. способности одного человека понять другого. И кроме дворян и других богатых людей, французский знали только те, кто общался с иностранцами. А научиться общаться на бытовом уровне и знать язык в совершенстве – это огромная разница.

Стимул - древняя методика обучения

Если рассматривать способ изучения французского языка людьми того времени, то он очень отличается от привычного для нас сегодня. Во-первых, нельзя не отметить огромное желание и большой стимул, присутствующих практически у всех дворян и их детей. Это связано с тем, что светская и политическая жизнь состоятельных людей требовала знания французского. Считалось признаком престижа, если переписка велась на французском, а в доме присутствовали французские книги. Для деловых людей французский был способом обезопасить свою корреспонденцию от служащих, поскольку те французский не знали из-за своей несостоятельности и неграмотности.

Гувернер – личный репетитор того времени

Поскольку в обществе того времени существовал большой спрос на учителей французского, то активно развился целый бизнес в этой сфере. Как правило, в обучении принимала участие вся семья для того, чтобы ребенку создать идеальные условия для занятий. Тогда в моде были французские наставники – гувернеры, носители языка которых семья нанимала на продолжительный срок. Многие французские путешественники в те времена приезжали в Россию в поисках работы парикмахера или лекаря, а получали достаточно высокооплачиваемую работу репетитора с жалованьем 400-500 рублей в год, бесплатную квартиру и стол. Такая сумма была достаточно высока даже по европейским меркам тех времен. Литературные источники свидетельствуют о том, что русские принимали на работу в семьи людей без проверки их грамотности. Об этом говорит нарицательный образ учителя Вральмана из комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина, когда француз кучер взялся за 300 рублей обучать языку и другим наукам.
Типичные ошибки учителей подстерегали дворянские семьи на каждом шагу. Интересен тот факт, что няня дочерей Николая II, которую звали Margaretta Eagar, была ирландкой. И княжны, перенявшие ее акцент, потом долго не могли его исправить.

Чему учили французы?

Как правило, дворянские семьи ограничивались изучением французского языка. Иногда к французскому добавляли немецкий. А вот английский изучали крайне редко. Только императорская семья уделяла много внимания образованию своих детей, поэтому царские дети знали три иностранных языка.
Обучение происходило по следующей схеме. Ребенок погружался в языковую среду и вынужден был учиться устной речи. Только потом его обучали чтению и письму. После Великой Французской Революции в Россию хлынул поток авантюристов, искавших лучшей жизни. Тогда родители стали более избирательны в выборе учителей. Существует масса исторических примеров учителей, которые действительно оказали существенный вклад в образование дворянского общества.
Но в обязанности гувернеров входило не только обучение французскому. На первом месте для отцов стояли религиозное образование и воспитание, ведь каждый родитель хотел видеть своего ребенка высоконравственным и достойным человеком. Считалось, что формирование личности невозможно без постижения модных естественнонаучных и философских теорий, истории и медицины. Особое внимание также уделялось словесности, орфографии и чистописанию.

Методы воспитания и обучения

Надо признать, что единой методики образования не существовало. В одних семьях детям давали полную свободу и право выбора дисциплин для обучения. В других семьях это решение принимали родители, а дети воспитывались в условиях строжайшей дисциплины. В целом основная установка была такова, что обучение не должно приносить вред здоровью. Жесткие наказания считались недопустимой мерой, поскольку могли нанести урон здоровью. А вот ограничение удовольствий в виде запрета на прогулки на несколько дней приветствовалось.
И надо признать, что ровно так же, как и современный репетитор французского по скайпу, французский учитель приносит неоценимую пользу. Дети получали достойное домашнее образование. Недаром по мнению Запада молодая русская знать считалась чуть ли не самым образованным обществом в Европе.

'